Формирование у преподавателей и мастеров п/о
навыков конструктивного общения.
Невербальные средства общения
Цель: формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
- Создание условий для анализа преподавателями и мастерами п/о роли невербальных средств общения.
- Развить чувствительность к невербальным средствам общения.
- Отработка навыков понимания других людей, себя.
- Выражение чувств и эмоций посредством игры.
- Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Оборудование: пиктограммы эмоций, брошюры для каждого преподавателя, стенд “Невербальные средства общения” (схематическое изображение эмоций, таблица признаков эмоциональных состояний, перечень невербальных каналов коммуникаций, отрывки из книг [1] , [2])
Ход занятия
Упражнение “Наши ожидания”
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса для дальнейшей работы с воспитателями.
Перед вами лежит брошюра (приложение №1).
Задание №1 “Наши ожидания”. В графе “Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?” запишите свои ожидания.
В графе “Что вы готовы вложить в занятия?” запишите свой вклад в занятия.
То, что вы записали, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, что не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у вас будет возможность проанализировать ваши ожидания. Часть ваших запросов будет реализоваться в следующих занятиях.
- Психологическая настройка на работу. Сплочение группы, формирование доверия.
Упражнение “Алфавит”
Участники становятся в круг. Один участник смотрит на любого другого человека, стоящего в кругу, и говорит букву “А”, тот, на кого он посмотрел, выбирает глазами другого и говорит букву “Б” и т. д.
- Упражнение “Построиться по признакам”
Участники по команде ведущего должны построиться:
- по стажу работы (от большого к меньшему)
- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему)
- по цвету волос без слов (от темных к самым светлым)
- по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.
- Информационная часть.
Сообщение ведущего (работа со стендом).
Взаимодействие с людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – слово в языке жестов.
Невербальные каналы коммуникации:
- Глаза и контакт с помощью взгляда;
- Лицо и лицевая экспрессия;
- Жесты;
- Позы;
- Тактильные ощущения (касания);
- Дистанция во время общения;
- Интонация.
- Практическая часть.
3.1. Упражнение “Мимика лица”
Задание: назвать нарисованную эмоцию. Результаты обсуждаются. Как легче догадаться об эмоции – по глазам или по нижней части лица? (преподаватели работают индивидуально в брошюре с заданием №2, работа с эмоциональными выражениями, изображенных на стенде, и пиктограммами на столе).
3.2 Упражнение “Взгляд”
Задание: продемонстрируйте ваш взгляд на партнера:
- С удивлением,
- С гневом,
- С грустью,
- С радостью,
- Со страхом,
- С восхищением.
Участники работают в парах, отрабатывая ту или иную эмоцию, потом демонстрируют коллегам.
3.3 Упражнение: “О чем говорят наши жесты?”
Коллективная работа участников с брошюрой «Основные коммуникационные жесты» . Задание: рассмотреть жесты, объяснить их значение.
3.4 Упражнение “Передай эмоцию”
Участники построены в колонну. Задание: передать эмоциональное состояние используя только невербальные средства. Первый участник рассматривает предложенные картинки с эмоциями, передает их коллеге и идет в конец колоны, чтобы сопоставить то, что получил, с тем, что передавал.
3.5. Упражнение “Герой из сказки”
На спину одного из преподавателей помещается листок с картинкой сказочного героя, он должен его узнать, задавая вопросы группе, а отвечают коллеги только невербальными способами. Примеры сказочных героев: Золушка, Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Кот в сапогах.
3.6 Упражнение “Воспроизведи фразу”
Участники поделены на 2 группы, каждая из которых получает карточку с заданием. В задании написана фраза, которую нужно показать другой группе участников, используя невербальные средства, так, чтобы она смогла ее воспроизвести. Примеры фраз:
- Ребята, давайте жить дружно!
- Штирлиц, а вас я попрошу остаться!
- Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
- Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!
- Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Анкета “Обратная связь” (задание №4 в брошюре)
Рефлексия
Подводя итоги занятия предложить каждому воспитателю высказать мнение о занятии, начиная свою речь фразой “Сегодня я…”
Литература
- Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.
- А. Микляева. Я-подросток. Я среди других людей. Часть 3.
- И. А. Агеева Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
- Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей.
- К. И. Аргунова Конспект занятия “Тренинг общения”
КГУ «Шемонаихинский колледж» УО ВКО
Семинар – тренинг
Формирование у преподавателей
и мастеров производственного обучения
навыков конструктивного общения.
Невербальные средства общения.
Подготовила педагог - психолог
Егоркина Ю.Н.
Г.Шемонаиха, 2018 год