Разработала педагог – психолог :
Егоркина Ю.Н.
2017-2018 учебный год
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
(Иосиф Бродский)
Цель:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по профилактике суицида среди детей и подростков.
Задачи:
- информировать педагогов об особенностях профилактической работы по предупреждению суицида;
- изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков пресуицида;
- разработать механизмы работы педагогов по профилактике суицида.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит информировать педагогов об особенностях профилактической работы по предупреждению суицида;
Подготовит участников образовательного процесса к грамотным действиям в острых кризисных ситуациях, в период преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения детей, склонных к суициду.
Ход тренинга:
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
- «Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий тренинга высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
- На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
- Такие же и наши ученики: каждый со своей историей, со своей жизненной позицией, со своими сильными т слабыми сторонами. Задача педагогов - понять каждого ученика, помочь им найти выход в любой жизненной ситуации, научить ценить жизнь.
- УПРАЖНЕНИЕ «Contract» (правила работы в группе)
- Равные права и возможности
- Ценность времени
- Вежливость
- Толерантность
- Разговор от свого шимени
- Конфиденциальность
- Знак СТОП (звонок)
- Поднятая рука
- Мобыльные телефоны без звука
- Свободный выход
- Упражнение «Закрытая дверь»
На листе ватмана изображена закрытая дверь. Дверь символизирует
- вход в новую жизнь
- двойной символ - защиты и доступа.
- переход из одного места или состояния в другое, от света к тени;
- превращение
- приют и защита
- доступ к убежищу и теплу очага, общение, контакты с людьми и внешним миром.
- защита от опасностей и неведомого.
- Что вы ожидаете найти за закрытой дверью?
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
- Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.
«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения …» Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД — способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
- Как часто встречаются случаи суицида среди детей и подростков?
-Что побуждает, является причиной толкающей подростков на столь отчаянный шаг?
(Ответы участников тренинга)
- Индивидуальная работа с листом «Жить не хочется»
- Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.
Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.
Сейчас я попрошу на листочках, там где фраза «жить не хочется». (индивидуальная работа).
Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (горе, обида, злость, смерть и т.д.)
А теперь попробуйте представить разные причины когда, человеку не
хочется жить. Случаи, когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может
быть обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму,
например облака.
Кто хочет прочитать свои ситуации? (ведущий может записывать их на доске, идет обсуждение)
В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые.
Одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения является суицид. Обычно суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.
- Мозговой штурм:
- Какие мотивы ведут подростка к суициду?
(проблемы в семье - 72,4%; несчастная любовь - 50,1%; употребление алкоголя, наркотиков - 47,8%; безысходность положения - 32,1%; проблемы в школе - 28,9%; стремление дать понять окружающим, что человеку плохо - 11,9%; стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого - 8,8%; желание заставить человека раскаяться в плохом, отношении к другому - 8%).
- Как научиться понимать подростка? Как вовремя распознать его душевное состояние? Как не допустить оступиться? Как удержать от неверного шага? Эти вопросы волнуют педагогов. Найти на них ответы и есть главной целью нашего тренинга.
6.Притча
«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.
Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.
Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.
Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.
Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».
- Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Необходимо помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения детей обусловлено, прежде всего, тем, что их деятельность связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
- Основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.
Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.
Состояния, приводящие к мысли о самоубийстве:
- Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).
- Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).
- Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ тупика».
- скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;
- Положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.
- Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.
- Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.
Ведущий каждому кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
- Работа с таблицей
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло |
Добро |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. |
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. |
Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения. |
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей |
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. |
Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? |
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. |
Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней. |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. |
Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. |
- Упражнение ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДУ
Задание: из предложенного словесного описания личностной характеристики подростка определить признаки, вызывающие тревогу у педагогов по группе суицидального риска.
Группа № 1.
Обучающийся Алексей не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Алексей не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.
Группа № 2.
Обучающаяся Кристина проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки, посещение дополнительных занятий иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников Кристина авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.
Группа № 3.
Влад всегда отличался плохим поведением, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.
Группа № 4.
Обучающегося Николая характеризуют как «среднего» ученика: иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Николай кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом.
Группа № 5.
Рая всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…
- КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДРОСТКА, ОБДУМЫВАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВО?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: 1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”. 2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”. 3. Много шутить на тему самоубийства. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
|
Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если: 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе. |
Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде — есть слишком мало или слишком много; – во сне — спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде — стать неряшливым; – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. |
- "Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком"
Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:
- Внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
- Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
«Нужные слова»
|
Если вы слышите |
Обязательно |
Никогда |
1. |
"Ненавижу учебу, класс…" |
"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" |
"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" |
2. |
"Все кажется таким безнадежным…" |
"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" |
"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" |
3. |
"Всем было бы лучше без меня!" |
"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" |
"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" |
4. |
"Вы не понимаете меня!" |
"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" |
"Кто же может понять молодежь в наши дни." |
5. |
"Я совершил ужасный поступок…" |
"Давай сядем поговорим об этом" |
"Что посеешь, то и пожнешь!" |
6. |
"А если у меня не получиться?" |
"Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" |
"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" |
- Вернемся к началу нашего занятия, итак, «жить не хочется», зачеркнем частицу не (если на доске, можно «не» стереть) и найдем те причины, из-за которых хочется жить. Поверьте их намного больше. От нашего круга нарисуем много-много линий-лучей, на которых напишем аргументы в пользу человеческой жизни.
Пусть каждому человеку в жизни светит солнце. Жизнь безгранично щедра. Мы теряем кого-то или что-то, но как много еще остается.
Лучший день — сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас!
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это долина слез. Преодолей все.
Жизнь – это песня. Допой ее до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее.
ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.
- РЕФЛЕКСИЯ
На экране слайд с изображением двери. На столах лежат конверты с «ключиками» и «замками».
Ведущий спрашивает у участников, полезными ли оказались для них полученные знания. «Если сегодняшний тренинг для Вас был полезным, интересным, то, Вы, пожалуйста, возьмите ключик. Приклеивая его на изображенную дверь, озвучьте, что для Вас было самым интересным и полезным. Приклеивая на «дверь» замок, отметьте те моменты, вопросы, которые остались для Вас непонятными».
Каждый участник заполняет лист рефлексии
- Притча
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву.
Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»
- Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений.
- Просмотр видеоролика
Лист рефлексии
Ф.И.О.
(по желанию)___________________________________________________________________
1. Считаете ли вы тему тренинга актуальной?
да нет другое ________________________________________________________________________________
2. Считаете ли вы эффективным проведение методического занятия в предложенной форме?
да нет другое ________________________________________________________________________________
3. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе участия в тренинге
интерес |
удовольствие |
раздражение |
волнение |
скука |
беспокойство |
эмоциональный подъем |
удовлетворение |
- Пожелания и рекомендации к тренеру___________________________________________