ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Как известно, работа педагога связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. Для оценки сложившегося положения вполне может быть использована следующая методика.
- Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас. Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
А). Х – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно ее (его) не беспокоит.
Б). Х – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ей (ему) что- то время от времени.
В). Кажется, что в жизни Х все всегда происходит не так, как надо.
Г). Я неизменно нахожу Х очень скучным и непредсказуемым.
Д). Чем меньше я вижу Х, тем лучше.
- Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
А) чувство, что Вам редко удается что- либо сделать правильно;
Б) чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
В) плохое пищеварение;
Г) плохой аппетит;
Д) бессонница по ночам;
Е) кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
Ж) чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
З) панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
И) усталость и недостаток энергии;
К) чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
Л) слабость и тошнота без каких-либо внешних причин;
М) очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
Н) неспособность расслабиться по вечерам;
О) регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;
П) трудности в принятии решений;
Р) невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
С) слезливость;
Т) убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;
У) недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
Ф) нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
Х) неспособность сказать «нет», когда Вас просят что- то сделать;
Ц) ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.
- Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
А) больше, чем обычно; Б) меньше, чем обычно; В) как обычно.
- Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
А) да; Б) нет.
- Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
А) да; Б) нет.
- Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
А) с начальником; Б) с коллегами; В) с членами семьи.
- Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
А) вы сами; Б) кто-то другой.
- Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?
А) сильно огорченным; Б) умеренно огорченным; В) слабо огорченным.
- Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?
А) часто; Б) иногда; В) только изредка.
- Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у Вас есть
неулаженные конфликты с коллегами?
А) да; Б) нет.
- Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время?
А) постоянно; Б) иногда.
- Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас профессиональные перспективы?
А) как правило; Б) иногда; В) лишь изредка.
- Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?
А) да; Б) нет.
- Если Вы хотите обсудить с кем- либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?
А) да; Б) нет.
- Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших жизненных целей?
А) да; Б) нет.
- Вы скучаете на работе?
А) часто; Б) иногда; В) очень редко.
- Вы с удовольствием собираетесь на работу?
А) в большинстве случаев; Б) в некоторые дни; В) лишь изредка.
- Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?
А) да; Б) нет.
- Чувствуете ли Вы себя по достоинству вознагражденным на работе за Ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?
А) да; Б) нет.
- Есть ли у Вас чувство, что ваши руководители:
А) активно мешают Вам работать;
Б) активно помогают Вам работать.
- Если бы десять лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким Вы являетесь в настоящий момент, Вы бы сочли себя:
А) превзошедшим собственные ожидания;
Б) соответствующим собственным ожиданиям;
В) не достигшим собственных ожиданий.
- Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5(максимальная) до 1 (минимальная), какой балл Вы бы себе поставили?
КЛЮЧ
1. а) 0 б) 1 в) 2 г) 3 д) 4
2. 1 балл за каждый ответ «да»
3. а) 0 б) 1 в) 2
4. а) 0 б) 1
5. а) 0 б) 1
6. За каждый ответ: да-0 нет-1
7. а) 0 б) 1
8. а) 2 б) 1 в) 0
9. а) 0 б) 1 в) 2
10. а) 1 б) 0
11. а) 2 б) 1
12. а) 0 б) 1 в) 2
13. а) 0 б) 1
14. а) 0 б) 1
15. а) 0 б) 1
16. а) 2 б) 1 в) 0
17. а) 0 б) 1 в) 2
18. а) 0 б) 1
19. а) 0 б) 1
20. а) 1 б) 0
21. а)0 б)1 в) 2
22. 0 баллов за ответ «5», 1 балл за ответ «4», 2 балла за ответ «3», 3 балла за ответ «2», 4 балла за ответ «1» и 5 баллов за ответ «0».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ.
Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые мы используем, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения. Тем не менее, используемые в качестве общих ориентиров предлагаемые шкалы могут дать полезную информацию.
0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.
16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.
31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо с ним сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.
46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близкими к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.